Зимний автодом / прицеп-дача — Дом в дорогу

Зимний автодом / прицеп-дача

Зимний автодом, зимний дом на колесах, зимний прицеп - дача


Если Вы в видеообзорах слышите эти фразы или читаете заголовки с такими названиями, значит кто то Вам пытается доказать, что внутри прицепа или автодома, который Вам показывают, во время зимнего путешествия температура воздуха прогреется до летних значений, несмотря на то, что за бортом будут бушевать арктические морозы.

Я инженер - теплоэнергетик. В свое время закончил энергетический факультет с отличием. Несколько лет организовал и успешно провел зимний караванинг - арктическое путешествие с домами на колесах за полярный круг. Мне есть что Вам рассказать на тему зимних домов на колесах.

Те, кто в своих видеообзорах рассказывают о зимних домах на колесах ни разу не путешествовал в них зимой и не имеет понятия что это такое. Все их видеообзоры сводятся к одному - толщине стен. И все. Понятие - «Зимний дом на колесах» несколько шире и их конструктивные особенности, подготовка, наличие специальных аксессуаров выходят далеко за рамки толщины стен и знаний некоторых обзорщиков этой техники.

Во время нашего арктического караванинга с нами путешествовали 12 экипажей. 8 европейских прицепов, 2 из которых были сверх зимними скандинавскими домами на колесах Kabe, и 4 европейских автодома.

Сейчас я расскажу с какими проблемами, трудностями мы столкнулись и как мы их решали.


Первое. Перед началом движения в сильный мороз электрику прицепов невозможно было подсоединить к тягачам. Замерзли разъемы. Проблему решали обычными грелками.


Второе. Во время заправки домов на колесах водой выяснилось, что все лючки горловин залива воды покрылись коркой льда и их невозможно было открыть. Пришлось протягивать шланги с водой через основные двери и заливать воду непосредственно в баки, которые были на некоторых автодомах не всегда в свободном доступе.

В американских домах на колесах этот момент продуман. Там все коннекторы с водой или находятся в отапливаемом помещении, а к ним ведут двери, которые легко открыть даже в сильный мороз.


Третье. У одного из домов на колесах пропало отопление и горячая вода. Во время зимнего путешествия это самое неприятное что может случиться. В такой ситуации караванинг надо прекращать и ехать домой. Дом на колесах для жилья становится не пригоден. Причина отсутствия отопления была в так называемых тяжелых фракциях, которые всегда присутствуют в газе. Это по сути мелкие капельки воды. Зимой они превращаются в льдинки и могут забить газовые трубки в местах их изгиба. Именно это и произошло с одним из наших экипажей. Нам невероятно повезло. С помощью той же грелки мы отогрели изгиб и газ пошел. Перед зимним путешествием надо обязательно ставить фильтры тяжелых фракций.


Четвертое. В прицепах во время движения держать открытыми газовые баллоны нельзя, иначе, в случае ДТП может произойти взрыв. Но в то же время, когда Вы путешествуете зимой, температура в доме на колесах должна быть всегда положительная, иначе замерзнет вода в бойлере и баке. Как быть? По время зимнего путешествия должна быть установлена система Трума Доу контроль. Это так называемый крэш датчик, который в случае ДТП перекрывает газ и предотвращает взрыв. Во время нашего зимнего путешествия у всех экипажей Трума была установлена.


Пятое. С найми путешествовали в том числе и два прицепа Kabe. Именно их производитель этих домов на колесах назвал зимними и на всех выставках хвастается этим названием. Во время нашего зимнего путешествия у этих прицепов температура внутри была точно такая же, как и у всех остальных, то есть та, которую задавали путешественники. Даже в самом холодном районе Финляндии, в одном из кемпингов, где мороз за бортом был минус 37, у всех прицепов внутри было 25 градусов по Цельсию. Но почему же этот Kabe обозвали зимним? Дело в том, что у него немного толще стенки, чем у остальных европейских домов на колесах. Зачем это сделано? Как я уже сказал выше, во время нашего зимнего краванинга температуры внутри прицепов, хоть Kabe, хоть не Kabe, были нормальные. Но газа для поддержания температуры в прицепе, у которых толще стенки, нужно немного меньше. Наш зимний караванинг длился примерно месяц. На отопление этих скандинавских зимних прицепов Kabe было потрачено на пол газового баллона больше, чем на остальные прицепы. Но все-таки, для чего скандинавы утолщают стенки прицепов и рекламируют это на выставках, продавая свои дома на колесах по невероятно высоким ценам?

Многие европейцы хранят прицепы и автодома в так называемых сити кемпингах, которые расположены в живописных местах и используют их как дачу, то есть как постоянное жилое помещение. В зимнее время их дома на колесах должны постоянно отапливаться, а газ в Европе очень дорогой. Таким образом у них и появился спрос на дома на колесах, у которых стенки толще и на их обогрев уходит меньше газа. И все не более того. За месяц плюс пол баллона. Для России это не имеет значения.


Шестое. Я знал об этой проблеме, но не все сделали так, как я сказал. Это касается прицепов. Дело в том, что у европейских прицепов очень низкий клиренс. Это не позволяет разместить баки серой воды под полом, а сделать им отапливаемое пространство уж тем более. В итоге баков серой воды во всех прицепах, кроме Kabe, нет вообще. Для тех, кто не знает, серая вода, это стоки из кухонной мойки, умывальника и душа, но не из туалета. Если нет бака серой воды, все эти стоки попадают сначала в так называемый коллектор – трубу, проложенную под полом прицепа, а затем из нее стекают наружу в одном определенном месте. Так вот, во время путешествия в этом коллекторе серая вода замерзла и заблокировала выход сточных канализационных вод. Это крайне неприятная ситуация. По сути Вы лишаетесь водоснабжения прицепа. Можно ходить только в туалет. Ни душ, ни умывальник, ни кухонная мойка не работают. Приятного мало. У зимних прицепов Kabe сток канализационной воды устроен по другому. Там как раз есть бак серой воды, но он расположен в отапливаемом помещении внутри прицепа. Его объем всего 40 литров. Это ничто. Хватает один раз сходить в душ. Но проблема даже не в этом. В условиях сильных морозов сток из бака должен быть почти прямым, без всяких заглушек на концах трубы, так как концовки этих труб расположены в неотапливаемом помещении. В зимний период лучше его вообще отключить, то есть сделать так, что бы в нем не застаивалась вода. В общем в этом зимнем Kabe внутренний бак серой воды на 40 литров скорее обуза. Для сравнения, в американских прицепах суммарных объем баков серой воды доходит до 300 литров. Как устроена канализация в американских прицепах.

Обычно в американских домах на колесах стоит два бака серой воды, каждый по 150 литров. Высокий клиренс позволяет расположить баки не только под полом, но и обшить их теплоизоляционным материалом – полипропиленом, а между баками проложить гофрированные трубы, по которым идет теплый воздух от работающего котла. Таким образом, мало того, что баки отапливаются естественным теплом, у них очень большой объем, так они еще создают много преимуществ, речь о которых пойдет ниже.

Да, это Вам не 40 литров в Kabe под кроватью.

В общем, во время нашего зимнего путешествия проблема была решена отключением коллектора в обычных прицепах и бака серой воды в Kabe от канализации.


Седьмое. Теплый пол. У тех, у кого не было этой опции, он был очень холодным. Пол, это единственная поверхность, с которой мы постоянно соприкасаемся – ходим по нему, дети по нему ползают, сидят на нем и т д. Теплый пол – наиважнейшая опция для путешествий зимой. У европейских прицепах есть две системы подогрева пола – от электричества 220В и водяная система Alde.

С электрической все понятно. Если есть электричество, пол теплый, но во время нашего арктического путешествия, скорее не холодный. А вот на водяным полу Alde хочу остановиться подробнее. Среди участников нашего путешествия таких домов на колесах, с этим водяным теплым полом, к счастью, не было. Как я уже говорил, у меня высшее образование по теплотехники и в институте нас учили разрабатывать такие системы.

Если у кого то есть кухонная колонка, которая подогревает воду, посмотрите что у нее внутри – змеевик по которому течет вода, превращаясь из холодной в горячую. Этот змеевик проходит по внутреннему периметру кухонной колонки. Теперь представьте, каждое ребро кухонной колонки будет постоянно трястись относительно друг друга. Что будет со змеевиком? Он получит свищи и горячая вода под высоким давлением в виде множества фонтанов выйдет наружу. Именно это и начало происходить в европейских прицепах с установленной водяной системой Alde. Там множество трубок от котла, прикрученного к полу впереди слева по борту уходили в этот пол. Сам закрепленный болтами котел со временем начинал болтаться относительно пола и в том месте, где трубки уходили под пол, появлялись свищи. Вся система просто вытекала, создавая на полу большую лужу, а весь прицеп лишался отопления. Я категорически отговаривал своих клиентов от установки этого «шедевра» и в итоге это спасло наш арктический караванинг от такого рода проблемы. Этого допа не было ни у кого. Производитель в итоги отказался на время от производства таких вот водяных теплых полов, но затем возобновил. Может он что то там исправил, но каким образом он устранил вибрацию котла относительно трубок, не понятно. В общем, эти европейские теплые полы совершенно не подходят для их эксплуатации в российских условиях.

Как устроен теплый пол в американском доме на колесах. Как я уже говорил выше, высокий клиренс этих прицепов и автодомов позволяет спрятать баки серой воды под полом дома на колесах, внизу обшить их полипропиленом, а между ними проложить гофрированные шланги, по которым от котла проходит теплый воздух и уходит, как Вы думаете куда, в решетки в полу. Таким образом пол в американском доме на колесах по настоящему теплый, а не не холодный. Ему не нужно электричество, он подогревается теплом от котла и там нет никаких трубок с водой. В американских прицепах пол при включении отопления сразу подогревается. Ничего дополнительно включать не надо.


Восьмое. Неравномерное распределение температуры. Во время арктического путешествия наши караванеры, путешествующие с европейскими прицепами, столкнулись с неожиданной для них проблемой, а ведь я всех предупреждал. Дело в том, что если взять что то длинное и узкое, нагретое внутри, и поместить это длинное и узкое в холодную среду, то внутри распределение тепла будет такое. Посередине этого длинного и узкого тепло, по краям холодно. Это происходит потому, что по краям (давайте назовем это длинное и узкое домом на колесах, это же очевидно) дома на колесах будет 5 стенок соприкосновения с холодом, а в середине 4. Именно поэтому теплопотеря будет именно по краям. А ведь сзади у некоторых прицепов расположены детские комнаты. В американских прицепах все совсем по другому. Во-первых, одну поверхность тепловых потерь там мы можем исключить. Это пол. Во время отопления он всегда теплый. В европейском прицепе он скорее не холодный, чем теплый, при условии, что есть электричество. Во-вторых, слайдер. Раздвижные стены. При его раскрытии расширяют прицеп, способствуя улучшение циркуляции воздуха. Таким образом, слайдер выполняет еще одну важную задачу. Он уменьшает неравномерность распределения тепла во время зимних путешествий.

В США всем у домов на колесах есть два климатических сертификата. Их испытывают на потери и распределение тепла. В первом случае автодом помещают в большой морозильник, закрывают, включают отопление, доводят температуру до 75F, затем выключают отопление и засекают время, за сколько температура упадет да 50F.

Вот втором случае в дом на колесах устанавливают датчики температуры, помещают в морозильную камеру, доводят температуру внутри прицепа до 65F и замеряют температуру на всех датчиках. Разница не должна превышать 0,5F При соблюдении всех норм на американский дом на колесах выдают два климатических сертификата. Первый на потерю тепла, второй на разность температур.


Девятое. Тормоза. В связи с тем, что европейские прицепы имеют тормоза наката скорость движения на многих участках по время нашего арктического путешествия не превышала 25 км/ч. Мы буквально плелись с трудом преодолевая километры. Дело в том, что европейские прицепы имеют инерциальную тормозную системы. Она работает следующим образом. Вы нажимаете на педаль тормоза, Ваш тягач теряет скорость, прицеп толкает тягач, то есть накатывает на него. Система механических рычагов прицепа передает усилие на тормозные колодки прицепа и он тормозит. То есть, сначала тормозит тягач, а затем прицеп. При движении по гололеду прицеп толкает тягач и срывает сцепление его колес с дорогой. Таким образом прицеп начинает управлять тягачом. У нас несколько раз происходили складывания составов. Нам повезло, что в этот момент на дороге никого не было. Именно из такой конструкции тормозной системы скорость движения зимой хоть в зимних европейских прицепах, хоть не в зимних, во время гололеда не должна превышать 25 км/ч.

В американских прицепах тормозная система не инерционная, а электрическая. Как только Вы прикоснулись к педали тормоза, колодки прицепа сразу срабатывают с помощью электродвигателя. При торможении состава с американским прицепом сначала тормозит прицеп, а затем тягач. Прицеп работает для тягача как парашют и не дает составу сложиться.


Десятое. Раскачка. При возвращении домой из арктического путешествия с моим составом произошел очень неприятный случай. Я не заметил черный гололед. Это опасный очень скользкий слой на дороге черного цвета сильно напоминающий обычный асфальт. С европейским прицепом я превысил скорость и двигался со скорость 110 км\ч. Все европейские прицепы, хоть зимние, хоть не зимние представляют из себя маятники, так как их оси расположены посередине. Пошла слабая раскачка, из которой выйти на гололёде нельзя, так как при малейшем торможении тягач теряет сцепление. Так и произошло. Раскачка усилилась и мой состав 3 раза развернуло на 360 градусов. Нас спасло то, что дорога была широкая и ни в прямом ни в обратном направлении не было ни одной машины. Отделались легким испугом.

С американским прицепом этого бы не произошло. Во-первых, там оси смещены назад. Это сделано для того, что бы исключить раскачку во-вторых, американские прицепы тормозят раньше тягча, тем самым предотвращают потерю сцепления тягача с дорогой.


Так что означает понятие «Зимний дом на колесах» и какие прицепы и автодома по настоящему являются зимними, все американские или скандинавские Kabe по огромным ценам, у которых из зимнего только толстые стены и все.


Konstantin Shchelbanin

Shchelbanin@gmail.com

+1 786 651 86 68

WhatsApp: +7 918 487 50 79