Телевизор, холодильник, освещение, дополнительное оборудование, работающее от розеток – все эти полезные потребители электричества нуждаются в питании. Чтобы драгоценной энергии в прицепе-даче хватило на всех, следует соблюдать ряд правил.
Без электричества в современном прицепе-даче не обойтись. Салон напичкан всевозможными лампочками и устройствами. Как следствие – электропроводка автодома оказывается зачастую сложнее, чем в обычном доме.
На электрику базового прицепа-дачи, тщательно рассчитанную и установленную на заводе, чаще всего можно спокойно положиться. Конечно, при условии правильного обращения с ней. Что же касается сетей, как 12-, так и 230-вольтовой, то они состоят из элементов, отвечающих за выработку, накопление и преобразование электричества (в зависимости от стандарта бытовой сети, на который рассчитаны приборы) для питания бортовых потребителей. Эти элементы связаны друг с другом кабелями, а также управляющими и предохранительными системами. Вырабатывать ток могут солнечные батареи, ветряные или топливные генераторы. Кроме того, в каждом прицепе-даче есть внешний разъем для подключения к стационарной бытовой сети в 230 вольт.
За накопление и хранение электричества в прицепе-даче отвечает один или несколько аккумуляторов. Возможна установка аккумуляторов различных модификаций в зависимости от возлагаемых на них задач. Аккумуляторы могут заряжаться как при работе двигателя тягача, так и при подключении дома на колесах к внешнему источнику питания. Особое место в электрооборудовании прицепа-дачи занимают преобразователи напряжения, они же инверторы. Эти устройства способны превращать постоянный ток с напряжением 12 В в переменный с напряжением 230 В. Это позволяет подключать к 12-вольтовой бортовой сети устройства, работающие только от 230-вольтовой бытовой.
Как правило, жилой прицеп покупается с уже готовой электропроводкой. Дальше многое зависит от особенностей эксплуатации и требований караванера. Некоторые производители предлагают покупателям возможность установки дополнительного электропакета. Кроме того, иногда можно усовершенствовать уже имеющиеся системы и их компоненты. В любом случае, владельцу прицепа-дачи следует хорошо знать основные параметры установленного в нем электрооборудования, и согласовывать свои требования с техническими возможностями.
В конечном итоге, на потребление тока влияют потребности пассажиров. В каждом случае потребность в электроэнергии определяется индивидуально, и согласуется с техническими возможностями. Каждый караванер знает, какие потребители тока используются чаще всего, и насколько интенсивно.
Следует принять в расчет еще один фактор, довольно индивидуального характера: стремление к независимости. Тот, кто хочет всегда иметь возможность самостоятельного обеспечения своих потребностей в течение не менее чем трех дней, при ежедневном потреблении в 50 ампер-часов должен иметь гелевый аккумулятор емкостью минимум в 195 ампер-часов. Автономные источники энергии (генераторы, солнечные батареи) также способствуют повышению мобильности путешественника.
Шкаф до установки
Шкаф после установки
Гелевый аккумулятор Exide EK950
Toptron - устройство для защиты от перенапряжения и от неправильной подачи тока